История повторяется, или Почти что дежавю…

В нашем городе отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку приготовление горячей воды в многоквартирных домах обеспечивается тепловыми пунктами, являющимися общедомовым имуществом. При децентрализованном горячем водоснабжении тариф на горячую воду не устанавливается. Вместо него исполнитель (управляющая организация) рассчитывает стоимость 1 кубического метра горячей воды, представляющую собой сумму двух компонентов: тарифа на холодную воду (первое слагаемое) плюс объём тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, умноженной на тариф на тепловую энергию (второе слагаемое).

В настоящее время тарифы и нормативы на все коммунальные услуги, предоставляемые нам, устанавливаются на региональном уровне сроком на 1 год для тарифов и 3 года для нормативов. Максимальный рост регулируемых тарифов с 1 июля этого года приходится на холодную воду и составляет 11,5 % по сравнению с 1 июля 2015 года, минимальный на тепловую энергию – 3,7 %. Исключением является удельный расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, регулирование которого пока всё ещё находится в компетенции местной власти. Она устанавливает не норматив, а удельное количество тепловой энергии на нагрев холодной воды на ГВС. Чтобы повысить тариф или норматив, досрочно требуется представить в орган регулирования веские обоснования о необходимости проведения такой акции, чего не требуется для удельного расхода на подогрев холодной воды.

Начиная с 2012 года и по сей день, мне как председателю депутатской комиссии по ЖКХ неоднократно приходилось и приходится выступать против неуёмных аппетитов администрации и МУП «Теплосети», стремящихся одним росчерком пера или, как говорится, с помощью «прошлогоднего снега» взвинтить плату населения за горячую воду путём беспардонного роста величины удельного расхода на подогрев, закладываемого в расчёт стоимости горячей воды.

За примером далеко ходить не надо. Так в «Новостях Костомукши» от 2 июня 2016 года (стр. 8) МУП «ЦМР» приводит «Расчёт размера платы на горячее водоснабжение с 1 июля 2016 года» для каждой группы МКД в зависимости от вида благоустройства. Анализ этого документа показывает, что стоимость 1 кубического метра горячей воды, например, в МКД с изолированными стояками и полотенцесушителями без наружной сети ГВС возрастает по сравнению с июнем с 197,81 до 208,69 руб. или на 5,5 %. Таким образом, при определении размера платы за горячую воду в июне исполнитель должен исходить из цифры 197,81 руб. и удельного расхода тепловой энергии на нагрев холодной воды для ГВС, величина которого остаётся неизменной и составляет 0,058 Гкал.

Однако, получив платёжный документ на оплату ЖКУ за июнь этого года, я с изумлением обнаружил, что из него исчезла коммунальная услуга по горячему водоснабжению. Её место «заняли» две новые доморощенные, так называемые, коммунальные услуги: «холодная вода для ГВС» и «тепловая энергия для ГВС». Эта «новация» сопровождалась «ценным подарком»: моя плата за 1 куб. м горячей воды возросла по сравнению с маем со 197,81 руб. до 324,95 руб. или на 64,2 %, но и это ещё не всё. В ряде МКД она увеличилась в 2 и более раза. Так что был повод возмущаться и изумляться.

Возможно, у читателей возникнет вопрос: зачем было «расчленять» коммунальную услугу по горячему водоснабжению и уводить её в «тень»? Постараюсь разъяснить, где «собака зарыта». Дело в том, что напрямую увеличение платы за горячую воду в том беспрецедентном размере, которое произошло, вызвало бы такую бурю негодования костомукшан, что авторам этой авантюрной затеи мало бы не показалось. Ну а поскольку «нормальные герои всегда идут в обход», управляющие организации пошли на косвенное повышение размера платы за рассматриваемую коммунальную услугу, очевидно, полагая, что часть граждан не разберется, что к чему, и воспримет произошедшее повышение как само собой разумеющееся явление. Тем более что в июне мы «освобождены» от платы за отопление. В результате суммарный размер платы за ЖКУ в июне благодаря этому фактору снизился не менее чем на 2 000 руб. На фоне этого снижения удорожание стоимости горячей воды выглядит не столь существенным.

Теперь нам предстоит ответить на вопрос, каким образом исполнителям удалось добиться таких «сногсшибательных» темпов роста размера платы за горячую воду. При этом обратим внимание читателей, что этот феномен может быть достигнут только за счёт роста удельного расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, поскольку другие параметры, формирующие размер платы, как-то тарифы на холодную воду и тепловую энергию, являются, как было показано выше, фиксированными величинами. Задача решалась просто: по каждому МКД июньский объём тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учёта тепловой энергии за вычетом объёмов тепловой энергии на ОДН делился на объём горячей воды без ОДН, потребленный исходя из суммы показаний индивидуальных приборов учёта горячей воды и рассчитанных по нормативу объёмов этого же коммунального ресурса в помещениях без приборов учёта. Частное от деления этих величин выдавалось как удельный расход тепловой энергии на подогрев холодной воды. Не буду более утомлять читателей абстрактными выкладками без конкретного цифрового материала. Не буду также приводить доводы о том, что подобные действия исполнителей являются, по меньшей мере, авантюрой и ведут к вопиющим нарушениям жилищного законодательства.

Остановлюсь на главном: почему данная публикация подаётся под таким заголовком? Дело в том, что манипуляции с подменой указанной коммунальной услуги её компонентами в точности повторяют события, имевшие место более чем 5 лет назад. Тогда МУП «ЦМР» в апреле 2011 года «изгнало» из перечня предоставляемых коммунальных услуг многострадальную горячую воду так же, как сегодня, подменив её всё теми же – холодной водой для ГВС и теплоэнергией для ГВС.

Мои попытки убедить управляющую организацию и администрацию округа отказаться от этой незаконной акции оказались тщетными. Исчерпав все возможности «мирного» урегулирования возникшего спора, я вынужден был обратиться в суд.

1 августа 2011 года Костомукшский городской суд удовлетворил мои исковые требования к МУП «ЦМР», обязав эту управляющую организацию «ввести в квитанцию об оплате ЖКУ услугу «горячее водоснабжение», исключив виды платежа «холодная вода для ГВС» и «тепловая энергия для ГВС». Определением гражданской коллегии Верховного суда РК от 9 сентября 2011 года кассационная жалоба МУП «ЦМР» была оставлена без удовлетворения.

С тех пор вплоть до июньского феномена на «статус-кво» платежа за горячую воду никто не «покушался».  Так что, если дело дойдёт до судебного разбирательства, моим оппонентам следует иметь в виду, что согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда и не подлежат доказыванию вновь.

В этой связи я призываю управляющие организации вернуть собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов незаконное обогащение, которое, с моей точки зрения, имело место быть при начислении платы за горячую воду в июне 2016 года. 

Михаил Раснер, депутат городского Совета, председатель депутатской комиссии по ЖКХ

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter