Реализация ФЗ №83 от 8 мая 2010 года

Реализация ФЗ №83 от 8 мая 2010 года

Новый статус бюджетных учреждений: изучаем изменения

С 1 января 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны. Прежде всего речь в нем идет об изменении правового статуса бюджетных учреждений.

Общие положения

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:
- частным (создано гражданином или юридическим лицом);
- государственным или муниципальным (создано соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием).
В свою очередь государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными и бюджетными, а с 1 января 2011 года еще и казенными.
Согласно ст. 31 Закона N 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями должны стать учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и пр.), а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Создание бюджетного учреждения

С 1 января 2011 г. ст. 161 БК РФ, которая ранее была посвящена бюджетным учреждениям, изложена в новой редакции и определяет особенности правового положения казенных учреждений.
Правовое положение, порядок создания, деятельности бюджетных учреждений, формирования и использования имущества бюджетных учреждений, права и обязанности их учредителей, основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:
- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который утверждается собственником имущества в порядке, установленном указанными выше органами. Изменения в устав также вносятся ими.
Устав бюджетного учреждения должен содержать <1>:
- наименование учреждения с указанием типа (бюджетное учреждение);
- сведения о собственнике имущества учреждения;
- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
- указания о структуре, компетенции, порядке формирования, сроках полномочий и порядке деятельности органов управления учреждения.
<1> Приводимые далее положения не применяются к органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления (муниципальным органам) и органам управления государственными внебюджетными фондами, а также к их территориальным органам (ст. 33 Закона N 83-ФЗ).
Учредителем бюджетного учреждения является:
- Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
- субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
- муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Бюджетное учреждение не подпадает под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (п. 4.1 ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Понятие бюджетного учреждения

До 2011 г. понятие бюджетного учреждения было определено в ст. 6 БК РФ. Закон N 83-ФЗ внес изменения в понятийный аппарат Бюджетного кодекса, и понятие бюджетного учреждения трансформировалось в понятие казенного учреждения. В связи с этим в Бюджетном кодексе словосочетание "бюджетное учреждение" заменено на словосочетание "казенное учреждение".
Теперь понятие бюджетного учреждения определено в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Виды деятельности бюджетных учреждений

Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности бюджетного учреждения определяется его уставом.
Законодательством могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, в том числе бюджетные учреждения.
Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров, работ, услуг, а также приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах.
Приносящая доход деятельность в основном ведется сверх установленного государственного (муниципального) задания. Однако в случаях, определенных федеральными законами, она может осуществляться в пределах указанного задания. При этом цена услуги (плата) в рамках приносящей доход деятельности устанавливается соответствующим органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
К запрещенным для бюджетных учреждений видам деятельности относятся приобретение и реализация ценных бумаг и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 4.1 ст. 1 Закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных денежных обязательств перед физическим лицом. Порядок исполнения обязательств устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Обратите внимание! Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

Имущество бюджетного учреждения

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Статья 296 ГК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ определяет право оперативного управления имуществом следующим образом: учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Собственником имущества бюджетного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Земельный участок, используемый учреждением для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).
Порядок и условия закрепления за бюджетным учреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, культурных ценностей, природных ресурсов (за исключением земельных участков), ограниченных для использования в гражданском обороте или изъятых из гражданского оборота, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение относится к крупным сделкам, размещению денежных средств на депозитах в кредитных организациях, сделкам с ценными бумагами, а также согласно гражданскому законодательству к конфликту интересов. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное учреждение, сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением будет затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
3) в порядке, установленном местной администрацией, в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Конкретные перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение может быть учредителем некоммерческой организации или хозяйственного общества. Учредителем некоммерческой организации оно может быть с согласия собственника, а учредителем хозяйственного общества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами. В обоих случаях бюджетное учреждение может передавать в качестве вклада в уставный капитал денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и другое имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества (п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Совершение бюджетным учреждением крупной сделки

На совершение бюджетным учреждением крупной сделки требуется предварительное согласие соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения.
Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения (далее - ценовой критерий крупной сделки). Балансовая стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения на последнюю отчетную дату.
Обратите внимание! Уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен ценовой критерий крупной сделки меньше 10% (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В случае отсутствия предварительного согласия учредителя на крупную сделку она может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением ценового критерия либо при отсутствии предварительного согласия учредителя. Ответственность наступает независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Финансирование бюджетных учреждений

Финансирование бюджетных учреждений будет осуществляться в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Кроме этого, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться бюджетным учреждениям субсидии на иные цели (ст. 78.1 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ).
Порядок определения объема указанных субсидий и условия их предоставления из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Для справки. Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.
Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Обратите внимание! Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания данного имущества учредителем не осуществляется.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств производится в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
К сведению. Не использованные бюджетными учреждениями в текущем финансовом году остатки субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), используются в очередном финансовом году на те же цели.
Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены данным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств (п. п. 17, 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Выделение бюджетных ассигнований предусмотрено только на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. Это правило, закрепленное в ст. 79 БК РФ, действовало и ранее. Закон N 83-ФЗ внес в данную статью поправку, согласно которой предоставление бюджетных инвестиций влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся у бюджетного учреждения на праве оперативного управления.
Предоставление бюджетным учреждениям указанных выше бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, в соответствии с долгосрочными целевыми программами (ст. 79 БК РФ).

Лицевые счета бюджетных учреждений

Согласно ст. 30 Закона N 83-ФЗ лицевые счета бюджетным учреждениям соответствующего уровня бюджета открываются и ведутся в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований. На указанных лицевых счетах ведется учет операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством РФ (за исключением операций, осуществляемых согласно нормативным правовым актам органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ).
Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливает:
- для федеральных бюджетных учреждений - Федеральное казначейство;
- для бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) - финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования).
При наличии соглашения между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) и территориальным ОФК лицевые счета для учета операций бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) открываются в территориальных ОФК. Порядок открытия и ведения лицевых счетов в этом случае устанавливает Федеральное казначейство.
Проведение кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений осуществляется от имени и по поручению данных учреждений в пределах остатка средств, поступивших им. Операции совершаются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления бюджетными учреждениями платежных документов.
Обратите внимание! Операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам КОСГУ (ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Операции со средствами, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.
Операции со средствами, осуществляемые бюджетными учреждениями на основании нормативных актов от имени и по поручению федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств и обязательств перед физическими лицами учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему получателю бюджетных средств.
Операции со средствами, осуществляемые бюджетными учреждениями, учитываются на счетах, открытых территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с БК РФ получателями бюджетных средств.
Операции со средствами, осуществляемые бюджетными учреждениями на основании нормативных актов от имени и по поручению федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств и обязательств перед физическими лицами учитываются на счетах, открытых территориальному ОФК в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами соответствующего бюджета, согласно бюджетному законодательству РФ.
В случае отсутствия учреждений ЦБ РФ или невозможности выполнения ими указанных функций на территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения территориальные ОФК открывают счета в кредитных организациях.
Расходы бюджетных учреждений, осуществляемые за счет субсидий на возмещение нормативных затрат по выполнению государственного заказа, производятся без представления в территориальный ОФК, в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности, осуществляются на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. При этом содержание операции должно соответствовать кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов.

Л. Салина, эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 8
(Окончание см. "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 9)

 

Яндекс.Метрика